Вариант 22
Часть 1.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-3; 4, 5.
Сатин (приподнимаясь на нарах). Кто это бил меня вчера?
Бубнов. А тебе не всё равно?..
Сатин. Положим – так... А за что били?
Бубнов. В карты играл?
Сатин. Играл...
Бубнов. За это и били...
Сатин. М-мерзавцы...
Актёр (высовывая голову с печи). Однажды тебя совсем убьют... до смерти...
Сатин. А ты – болван.
Актёр. Почему?
Сатин. Потому что – дважды убить нельзя.
Актёр (помолчав). Не понимаю... почему – нельзя?
Клещ. А ты слезай с печи-то да убирай квартиру... чего нежишься?
Актёр. Это дело не твоё...
Клещ. А вот Василиса придёт – она тебе покажет, чьё дело...
Актёр. К чёрту Василису! Сегодня Баронова очередь убираться... Барон!
Барон (выходя из кухни). Мне некогда убираться... я на базар иду с Квашнёй.
Актёр. Это меня не касается... иди хоть на каторгу... а пол мести твоя очередь... я за других не стану работать...
Барон. Ну, чёрт с тобой! Настёнка подметёт... Эй ты, роковая любовь! Очнись!
(Отнимает книгу у Насти.)
Настя (вставая). Что тебе нужно? Дай сюда! Озорник! А ещё – барин...
Барон (отдавая книгу). Настя! Подмети пол за меня – ладно?
Настя (уходя в кухню). Очень нужно... как же!
Квашня (в двери из кухни – Барону). А ты – иди! Уберутся без тебя... Актёр! Тебя просят, – ты и сделай... не переломишься, чай!
Актёр. Ну... всегда я... не понимаю...
Барон (выносит из кухни на коромысле корзины. В них – корчаги, покрытые тряпками). Сегодня что-то тяжело...
Сатин. Стоило тебе родиться бароном...
Квашня (Актёру). Ты смотри же – подмети!
(Выходит в сени, пропустив вперёд себя Барона.)
Актёр (слезая с печи). Мне вредно дышать пылью. (С гордостью). Мой организм отравлен алкоголем... (Задумывается, сидя на нарах.)
Сатин. Организм... органон...
Анна. Андрей Митрич...
Клещ. Что ещё?
Анна. Там пельмени мне оставила Квашня... возьми, поешь.
Клещ (подходя к ней). А ты – не будешь?
Анна. Не хочу... На что мне есть? Ты – работник... тебе – надо...
Клещ. Боишься? Не бойся... может, ещё...
Анна. Иди, кушай! Тяжело мне... видно, скоро уж...
Клещ (отходя). Ничего... может – встанешь... бывает! (Уходит в кухню.)
Актёр (громко, как бы вдруг проснувшись). Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм – совершенно отравлен алкоголем...
Сатин (улыбаясь). Органон...
Актёр (настойчиво). Не органон, а ор-га-ни-зм...
Сатин. Сикамбр...
Актёр (машет на него рукой). Э, вздор! Я говорю – серьёзно... да. Если организм – отравлен... значит – мне вредно мести пол... дышать пылью...
Сатин. Макробиотика... ха!
Бубнов. Ты чего бормочешь?
Сатин. Слова... А то ещё есть – транс-сцедентальный...
Бубнов. Это что?
Сатин. Не знаю... забыл...
Бубнов. А к чему говоришь?
Сатин. Так... Надоели мне, брат, все человеческие слова... все наши слова – надоели! Каждое из них слышал я... наверное, тысячу раз...
Актёр. В драме «Гамлет» говорится: «Слова, слова, слова!» Хорошая вещь... Я играл в ней могильщика...
Клещ (выходя из кухни). Ты с метлой играть скоро будешь?
Актёр. Не твоё дело (Ударяет себя в грудь рукой.) «Офелия! О... помяни меня в твоих молитвах!..»
 
За сценой, где-то далеко, – глухой шум, крики, свисток полицейского. Клещ садится за работу и скрипит подпилком.При выполнении заданий 1-3 ответ необходимо дать в виде слова, сочетания слов или последовательности цифр. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
Назовите литературное направление, основному принципу которого – исследованию сложной взаимосвязи характеров и сформировавших их социальных обстоятельств – следует М. Горький в пьесе «На дне».
Установите соответствие между персонажами пьесы и обстоятельствами, которые привели их в ночлежку..
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | ОБСТОЯТЕЛЬСТВА |
А) Сатин | 1) служил в Казённой палате, за растрату денег попал в тюрьму, затем оказался в ночлежке |
Б) Барон | 2) был скорняком, владельцем мастерской; уйдя от жены, лишился «своего заведения» и оказался в ночлежке |
В) Бубнов | 3) был сторожем на даче в Сибири; ночлежка – один из пунктов его странствий |
4) из-за сестры «убил подлеца в запальчивости и раздражении», попал в тюрьму, после тюрьмы оказался в ночлежке |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
Элемент сюжета, характеризующий действующих лиц, их взаимоотношения и предшествующий завязке, обозначается термином ________, а ________ - термин, обозначающий чередование реплик действующих лиц.
Выберите ОДНО из заданий. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
4.1. В чём смысл слов Сатина: «Дважды убить нельзя»?
4.2. Как реплики героев пьесы отражают их характеры?
В каком произведении русской или зарубежной классики герой обращается к воспоминаниям о прошлом и в чём этого героя можно сопоставить с персонажами пьесы М. Горького «На дне»?
Часть 2.
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 6–8; 9, 10.
Обжорство, леность мысли, праздный пух
Погубят в людях доброе начало:
На свете добродетелей не стало,
И голосу природы смертный глух.
 
На небе свет благих светил потух —
И жизнь былую форму потеряла,
И среди нас на удивленье мало
Таких, в ком песен не скудеет дух.
 
«Мечтать о лавре? Мирту поклоняться?
От Философии протянешь ноги!» —
Стяжателей не умолкает хор.
 
С тобой, мой друг, не многим по дороге:
Тем паче должен ты стези держаться
Достойной, как держался до сих пор.
Ответом к заданиям 7–9 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
________ - род литературы к которому относится сонет Франческо Петрарки, а устаревшие названия предметов, явлений и действий, которые потеряли свою уникальность и были вытеснены другими словами (например, «паче»), обозначаются термином _______.
Каким термином в литературе обозначается повтор отдельных звуков или звуковых комплексов в окончаниях двух или нескольких строк стихотворения?
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных в сонете Франческо Петрарки. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Эпифора
2. Анафора
3. Эпитет
4. Инверсия
5. Гипербола
Выберите ОДНО из заданий. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
9.1. Можно ли отнести данный сонет Франческо Петрарки к философской лирике?
9.2. Какие средства художественной выразительности использованы в сонете и какую роль они играют в произведении?
В каком стихотворении русского или зарубежного поэта упоминаются человеческие пороки и в чем это стихотворение можно сопоставить с сонетом Франческо Петрарки?
Часть 3.
Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (11.1, 11.2, 11.3, 11.4).
Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения полно и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности. Рекомендуемый объём сочинения 250–350 слов, минимально необходимый объём – 200 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).
11.1 Как в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» раскрывается тема счастья?
11.2 Роль описаний природы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
11.3. Как в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» выражен гуманистический протест писателя против бесчеловечности войны?
11.4. Гражданская лирика русских поэтов ХХ века.
11.5. Портретные описания каких героев романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” представляют интерес для художника-иллюстратора? Обоснуйте свое мнение.
№ | Ваш ответ | Ответ и решение | Первичный балл |
---|---|---|---|
Здесь появится результат первой части. Нажмите на кнопку «Завершить работу», чтобы увидеть правильные ответы и посмотреть решения. |